Эксперты: покупатели в России увидят результаты от нового закона о вине уже через год

0 244

Эксперты: покупатели в России увидят результаты от нового закона о вине уже через год

Принятый Госдумой в среду закон о вине предусматривает целый ряд правил, благодаря которым покупатели без труда смогут отличить качественные российские вина от импортной продукции или сомнительных винных напитков. Однако заметны эти нововведения будут только к концу 2020 года — когда закон вступит в силу и его требования будут выполняться повсеместно, считают опрошенные ТАСС представители отрасли.

Госдума 18 декабря приняла в третьем, окончательном чтении закон о виноградарстве и виноделии, который был подготовлен в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Закон, в частности, устанавливает ряд правил по работе винодельческой отрасли, особенности маркировки вин и винных напитков, устанавливаются критерии, по которым продукцию можно счесть фальсификатом, обозначаются меры господдержки и другое.

«Серьезные изменения покупатель увидит только через несколько лет: сначала должен вступить в силу закон, потом инвесторы, получив сигнал о том, что выгодно делать российский виноград и вино, придут в отрасль, потом — через пять лет — получат новые урожаи <…> Но на магазинных полках первые изменения произойдут к концу 2020 года», — сказал ТАСС президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Вино из винограда

Опрошенные ТАСС эксперты отмечают, что закон определяет, каким должен быть качественный напиток и как покупатель отличит его. Врио директора Национального института виноградарства и виноделия «Магарач» (Республика Крым) Владимир Лиховский пояснил, что согласно новому закону винные напитки будут стоять на полках в магазине отдельно от вина. На их этикетке будет крупным шрифтом написано, что продукция не является вином. На российских винах также появятся дополнительные обозначения. Таким образом производители «не будут вводить в заблуждение покупателей».

«На наш взгляд, важно, что дано четкое определение, что такое российское вино, определены технологические приемы, с использованием которых можно создавать вина, что такое фальсификат. Закон позволит оздоровить отрасль, сделать прозрачной конкуренцию, привлечь инвесторов», — отметил руководитель крупного винодельческого предприятия «Фанагория» (Краснодарский край) Петр Романишин.

По мнению собеседников ТАСС, один из главных посылов закона — вино должно быть из российского винограда. Генеральный директор Дербентского завода шампанских вин Магомед Садулаев отметил, что из-за производителей винных напитков многие заводы, десятки лет работавшие по авторским технологиям и выпускавшие вина из качественного российского винограда, в том числе на экспорт, находятся в тяжелом положении или были вынуждены вовсе закрыться.

«Вокруг нас в Дербенте работают три-четыре цеха, производят вина с «качественными» названиями «Шардоне», «Алиготе» и так далее, а продают по 60 рублей за литр в тетрапаках, в которых в реальности непонятное сусло и непонятная химия. А у нас только себестоимость производства литра вина — 50 рублей, а потом накручиваются налоги и все остальное — значит, цена выше. И многие люди смотрят на цену, а по качеству вообще не различают, что они покупают. Кто-то скажет, что якобы сырья не хватает — так это неправда, у нас в Дагестане в этом году виноград девать было некуда, производители за копейки продавали», — отметил Садулаев.

Романишин уверен, что новый закон не повлияет на рост цен. «Думаю, что закон позволит снизить давление на отрасль, а значит, может быть даже снижение цены», — добавил он.

Долгосрочная перспектива

Президент Союза виноградарей и виноделов Попович подчеркнул, что документ закладывает принципы работы на долгие годы и делает отрасль интересной для инвесторов. «У нас очень долгая отрасль: это не помидоры и не зерно, которые посадил — и сразу знаешь, что получишь. Программа создает основу, потенциал для работы. А работать надо много: чтобы заместить импорт, нам надо еще минимум 100 тыс. га виноградников, в год мы сажаем по 7 тыс. га», — уточнил собеседник.

Совладелец севастопольского предприятия «Золотая Балка» Артем Зуев уверен, что работа еще не завершена. «Необходим еще целый комплекс мер для того, чтобы завоевать доверие наших людей к отечественным винам. В первую очередь дополнительная маркировка продукции. На этикетке следует четко прописать — какой это продукт: российский ли или тот, что сделан с использованием импортного сырья и просто разлит в России. Если есть сертификат происхождения виноматериала, писать место происхождения», — пояснил он.

Новый закон вступает в силу через 180 дней после его принятия, и есть время на его доработку. Например, вопросы у представителей отрасли вызывает отказ от субсидий на закладку виноградников, для которых использованы импортные саженцы. По данным института «Магарач», в год российские питомники производят только 5 млн саженцев при потребности 18 млн, и даже в Крыму до 90% посадочного материала — импортный.

«Отрасль может перестать развиваться, поскольку в России нет достаточного объема собственного посадочного материала. Да, у нас есть один-два крупных питомника, но они все они «заточены» под обеспечение своих производств. Поэтому существует угроза, что обновление виноградников может замедлиться. В этом случае российское вино имеет шанс резко подорожать и стать почти неконкурентоспособным по отношению к импортным винам», — уверен совладелец «Золотой Балки» Зуев.

По его мнению, следует продлить действие субсидий еще на семь лет. «Производители будут понимать, что через семь лет субсидий не будет, и это станет импульсом для создания собственных питомников. Отрасль в таком случае будет не стагнировать, а развиваться», — пояснил собеседник.

tass.ru

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.